Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Лесниченко Лесь, користувач 1ua
Лесь Лесниченко
Тема: О конотопской башне В. Г. Шухова
Трамвайное движение Конотопа - одна из интереснейших достопримечательностей. Оно тоже имеет свою историю. К концу 40-х годов 20 века Конотоп, подпитываемый железной дорогой и развитием промышленности, растянулся на 14 км с востока на запад и на 7 км с севера на юг. Возникли трудности с передвижением и, соответственно, с транспортом. И тогда в январе 1949 года на собраниях рабочих двух крупных заводов, расположенных в противоположных частях города, и на собраниях горожан было принято решение о строительстве трамвая методом народной стройки. Инициативу поддержал горисполком и горком партии. Трамвайная линия должна была пройти от железнодорожного вокзала по проспекту Сталина, далее по нескольким улицам города, и выйти на площадь Конотопских дивизий, связав тем самым два предприятия, все учреждения, рынок и места отдыха конотопчан. Открытие линии решено было приурочить к 70-летию рождения И.В. Сталина.

С большим подъемом в апреле 1949 года на первый воскресник вышло более трех тысяч человек. Все работы проводились бесплатно, на общем энтузиазме и на общее благо. С этого дня началось широкомасштабное строительство. Работам горожан помогали войска ЖД дивизии, которая стояла в городе. Большая часть работы была сделана ее силами. Другие города Украины, да и сама Москва, как могли, тоже помогали строительству: кто рельсами, кто стрелками, кто вагонами... В итоге первая линия трамвая была построена за полгода и составили 3. 5 км.

21 декабря 1949 года, в день рождения И.В. Сталина, в 12:00 на многолюдном митинге напротив Дома Советов два трамвайных вагона двинулись в первый рейс. Начало работы трамвая было трудным. Примером этому может служить тот факт, что ежесуточные осмотры и ремонт вагонов производились на конечной остановке «п-к Ленина» в осмотровой канаве размером 1,5х1,5м. Постепенно трамвайное движение набирало силу. Конечно, оно не было столь мощным, но потребности граждан в передвижении удовлетворяло.

В настоящее время трамвайная сеть состоит из трёх линий и имеет общую длину 28 км. Трамвайный парк насчитывает 18 вагонов. Линии обслуживаются трамваями типа КТМ-5, построенными с 1975 по 1989 года на Усть-Катавском Вагонстроительном Заводе имени С. М. Кирова (УКВЗ). Все они бело-голубого цвета. Вагоны, хотя и не новые, но они покрашены, ухожены, чистые и ходят по расписанию. Правда, расписание на остановках не вывешено. Средний интервал движения трамвая маршрута №2, на котором мы ездили - 20 минут, но, как говорят местные, отклонения могут быть плюс-минус 10 минут. Свою работу трамвай начинает в шесть утра, а заканчивает в половине восьмого вечера. Экономия. Недавно к имеющимся КТМ-5 прибавился новенький 'Татра-Юг' К1, но в городе мы его не видели.

Большая часть трамвайного пути имеет одну колею. Эти особенности мы прочувствовали вчера собственными персонами, когда опаздывали в музей. Трамвайная колея широкая. Ее ширина составляет 1524 мм.

Часть улиц, по которым проложены рельсы, не имеют твердого покрытия. Трамвайные пути заросли спорышом, низкорослой полынью, ромашкой и подорожником. Между рельсами - утоптанная тропа, а рядом на дороге во время дождей стоят лужи и грязь.

Трамвай - палочка-выручалочка для окраинных районов города, где находится частный сектор и где нет другого общественного транспорта. А ехать по рельсам заезжему туристу по деревенской улице, хотя и в черте города, - одно удовольствие. Впечатлений - масса. Кажется, что ты едешь по сельскому подворью: над путями склоняются ветки абрикосовых деревьев с налитыми солнцем плодами, в траве между рельсами копошатся куры, а пение петухов добавляет колорита. И стоит это удовольствие прокатиться всего 1 гривну, вне зависимости от расстояния.

Посмотреть 'Башню Шухова' давно хотелось, так, как еще из школьной скамьи помнилось об этом изобретении ученого. 'Башня Шухова' - это более 200 башен разного назначения, построенных в мире по проекту академика В. Г. Шухова - русского и советского инженера, архитектора, изобретателя и ученого, каждая из которых уникальной гиперболоидной конструкции, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки, но каждая имеет свою индивидуальность. До наших дней сохранилось 16 'башен Шухова' и одна из них - в Конотопе.

Первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения была построена Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года. После окончания выставки в Нижнем Новгороде башню приобрел известный предприниматель и меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Ее разобрали, что совершенно невозможно для кирпичной башни, и перенесли в село Полибино Липецкой губернии в имение мецената, где она сохранилась и по сей день. Общая высота башни составляет 37 метров. Все стальные элементы конструкции соединены заклёпками.

Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке в Москве, построенной Шуховым в 1919—1922 гг. Первоначальный проект высотой 350 м из-за дефицита металла был заменен на 150-метровый вариант. Постройкой сложных башен Шухов руководил лично, а за ходом строительства на Шаболовке из кабинета следил сам Владимир Ильич.

До появления Останкинской башни, все трансляции ТВ велись из Шаболовки, а на голубых экранах заставкой была Шуховская башня. Башня на Шаболовке эксплуатируется и в настоящее время, а через два года отметит свое 90-летие.

Конструкция Шуховской водонапорной башни оказалась настолько удачной, легкой и недорогой, что вскоре во многих городах Российской империи, а после и Советского Союза при строительстве централизованных водопроводов стали применять именно эти сооружения. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер.

Гиперболоидные шуховские башни востребованы и в настоящее время. Они построены уже в Японии, в Чехии, в Швейцарии, в Польше, в Австралии... Высота их от 100 метров. Но всех перещеголял Китай: 610-метровая гиперболоидная сетчатая шуховская башня возводится в Гуанчжоу.

Но вернемся в Конотоп. Водонапорная башня в Конотопе находится на углу площади Конотопских дивизий и ул. Урицкого. Построена она была в 1929 году в связи со строительством местного водопровода. Башня обеспечивала население города питьевой водой. До 1941 года на башне находился наблюдательный пункт местной противовоздушной обороны. Во время войны башня была повреждена и перестала функционировать. Ее не стали ремонтировать, а в 1980 г. водонаполняемый бак просто разобрали. После этого, какое-то время башня использовалась, как телевизионная.

Конструкция башни – однополосный гиперболоид, созданный 25-парами металлических угловых стержней. Стоит он на круглой железобетонной основе, диаметром 16 метров. В верхней части башни сделана кольцевидная металлическая площадка для бака, к ней ведет винтовая лестница.

12 грудня 2010


1


  Закрити  
  Закрити